Среди немногочисленных фильмов на тему космической конспирологии особое место занимает «Козерог-1» (режиссер Питер Хайамс, 1978). Особое – из-за прямых аналогий с американской программой полётов на Луну «Apollo».
Фильм начинается впечатляющими кадрами подготовки к запуску космического корабля на Марс, целиком заимствованными из хроники NASA.
Для искушённого зрителя всё узнаваемо в мельчайших деталях: и ракета-носитель Saturn V, и сам корабль Apollo, и стартовый комплекс № 39 на мысе Канаверал. Даже появившийся позже в кадре спускаемый аппарат марсианского корабля – лунный модуль Apollo.
Но космическая эпопея первого экипажа марсианского корабля прерывается, не начавшись, из-за обнаруженных критических неполадок. Астронавтов высаживают из корабля за несколько минут до пуска. Казалось бы, дело привычное. Мало какой американский космический запуск обходится без задержек и переносов. Но фантазия сценаристов следует небывалым в мировой космонавтике путём постановки масштабной мистификации: руководствуясь невнятными мотивами, руководство NASA и администрация президента США решают обмануть всё мировое сообщество и провести пилотируемую марсианскую экспедицию без экипажа.
Весь дальнейший сюжет практически лишён непосредственно космической направленности и развивается по сценарию политического детектива.
Есть полный набор соответствующих атрибутов: тщательно скрываемая тайна, шантаж, спецслужбы, пытливый журналист, догадки и расследование, бегство и преследование. Моральный выбор астронавтов противопоставляется запредельному лицемерию и беспощадности государства. На каждом витке сюжета находятся отважные граждане, помогающие героям избежать гибели и раскрыть преступный замысел правительственных органов.
Фильм с одной стороны внедряет в сознание зрителя крамольную мысль о самой возможности столь масштабного обмана со стороны государства, но с другой – не оставляет ощущения безнадёжности, ибо правда торжествует, а зло будет наказано.